Обитатели
чайной.
Все иностранцы, подолгу
живущие в Банарасе, знают друг друга в лицо. Как правило, все они собираются у
Нанди в чайшопе. Эта чайная знаменита тем, что владельцы – два брата соорудили
чайную почти в европейском стиле, чистую и уютную, с диванчиком, столиками,
картинами на стенах, не по-индийски маниакально братья с утра до вечера мыли
стаканы, кастрюли, полы, цены для местных и иностранцев одинаковы, много разных
видов чая и кофе. Я любила пить джинджер кофе, чай, джинджер лемон хани, Аша постоянно пила мятный чай или
колу. Я приходила туда со своими книжками и тетрадками по хинди, училась
слушать и понимать их речь, Аша просто сидела, смотря в стену, иногда загадочно
улыбалась. Постепенно я догадалась, что она ждёт кого-то, и что со всеми
обитателями чайной её связывают какие-то отношениях, она знает всех, все знают
её.
Напротив Нанди чайшопа
находится музыкальный магазин и школа, а поскольку Варанаси знаменит своими
учителями музыки, то иностранцы валом валят в город поучиться играть на табле,
гитаре, виолончели, барабанах, флейте, на
чём угодно, а потому до и после уроков они сидят и распивают чай-кофе, также
сам хозяин магазина часами торчит, сплетничая и кокетничая с иностранками.
Суреш.
Суреш родился и провёл детство в Индии, его
мать американка, а отец – индиец, Суреш большую часть жизни провёл в США, но
полтора года назад приехал в Варанаси жить и работать. Он фрилансер. Часами
Суреш сидит в чайшопе, читая книги на айфоне или набирая какой-то текст в
ноутбуке, в ушах музыка. Суреш не говорит на хинди, но все думают, что он
говорит. Он просто идеально произносит слов сто и филигранно их комбинирует.
Суреш не любит людей.
Флоренс.
Флоренс из Франции.
Молча цедит чай, не любит разговаривать, одевается только в шальвар-камизы (традиционная женская одежд, состощая из
шаровар и свободного покроя рубахи), выглядит почти как местная. Она учит
хинди в BHU
(Бенаресский
индуистский университет – самый большой университет в Азии со множеством
факультетов от искусства, музыки, философии и санскрита до мировой экономики,
МБА, микробиологии…всё в одном месте), но хинди её не
интересует, её интересует длительная виза. На все вопросы: «Здравствуй,
Флоренс, как твой хинди?», - отвечает
всегда одинаково: «Очень, очень плохо!» Однако же все ей помогают выполнять
домашние задания, чтобы она не вылетела из универа и не лишилась визы. Я думаю,
это главная причина, по которой она ходит в чайшоп. По слухам, у неё роман с
лодочником. Но если учесть, что если на
гатах сказать кому-то: «Привет», через 10 минут все гаты говорят о том, что у
тебя роман с этим человеком...
Угур.
Угур из Турции, музыкант симфонического
оркестра, скрипач и виолончелист, а также фотограф. Безумно сексуально озабочен
и предлагает заняться сексом всем встречным девушкам, каждый раз, когда он
возвращается в город, у него новая девушка, и почти всегда – испанка. Но он
снимает потрясающие документальные фильмы, учит меня основам монтажа, весёлый и
лёгкий парень.
Энди.
Энди из Лондона. Как настоящий джентльмен курит
электронную сигарету через мундштук, а когда думает, что никто не видит, то
курит CAMEL.
Энди изучает кундалини йогу, пранаяму и таблу. Поэтому в ожидании своих уроков
музыки элегантно попивает эспрессо и трещит со мной без умолку, напрягая меня,
ибо с британским английским у меня большие проблемы.
Нитиш.
Молодой индийский
паренёк с очень тёмной кожей и огромными коровьими глазами с пушистыми
ресницами. Курит нещадно, безостановочно, периодически пытается говорить с Ашей
то на хинди, то на английском, Аша чаще
всего не реагирует, но иногда несколько минут смотрит в его огромные глазища,
но я уверена, она смотрит сквозь него. Подозреваю, Аша – единственная причина
торчания Нитиша в чайшопе.
Красавчик.
Индийский симпатичный
паренёк, очень вежливый, галантный и скромный. Никогда не видела, чтоб он
глазел на Ашу, но зуб даю – она одна из причин, почему он вечно там
околачивается.
Калу.
Больше всех остальных Аша терпеть не может
Калу. С быдляческими повадками, постоянно чешущий в штанах, ковыряющийся в
ступнях, с неопрятной бородой. Калу уверен, что всё про всех знает, хотя из
иностранцев с ним никто не разговаривает, но Калу придумывает про всех разные
истории и рассказывает остальным. Он знает, что никто тут на столько не знает
хинди, чтобы разобрать бурлящую скороговорку его речи. Но я нутром чувствую,
когда он говорит про меня.
Прашан.
Прашан работает гидом,
прекрасный английский плюс знание российской истории и культуры, обожает
Толстого и «Анну Каренину», джинджер кофе и…и, разумеется, Ашу. Каждый раз
зовёт её погулять в BHU,
она каждый раз соглашается, но, видимо, каждый раз что-то не срастается. Прашан
часто приходит с клиентами, как правило, парами, поскольку Нанди чайшоп – это
лучший масала чай в городе, а также Прашан показывает клиентам Ашу как местную
достопримечательность, клиенты с безумными и восхищёнными вздохами глядят на Ашу:
«Ой, вы столько времени ОДНА, В ИНДИИ, ЖИВЁТЕ..!» И фотографируются с ней. При
этом Прашан никогда не угощает Ашу ни чаем, ни кофе, а она развлекает его
клиентуру баснями, пока он отдыхает и болтает со мной.
И самые интересные
обитатели чайной – парни с аарти.
Тут стоит, наверное,
поподробнее. Каждый вечер после заката и каждое утро на рассвете в Варанаси проводится церемония поклонения Ганге
– Маха Ганга аарти, безумно красивая церемония с огнями, цветами, живой музыкой
и пением мантр и бхаджанов. Церемонию также называют Ганга пуджа (пуджа – религиозный
обряд), а проводят её пуджари. На
рассвете церемонию проводит один пуджари, после заката – семеро на одном гате и
пятеро на соседнем. Пуджари – это люди из высшей касты браминов, те, кто
проводят пуджы, то есть религиозные ритуалы. Считается, что пуджари, проводящие
Маха Ганга аарти – это сыновья Ганги, молодые, безумно красивые мальчики от 20
до 25 лет. Стоит также отметить, что индийское общество очень замкнуто, характеризующееся
невозможностью перехода из одной варны в другую (точнее всё-таки говорить варна, 4 варны: брамины – священнослужители,
кшатрии – воины, вайшью – торговцы и шудры –обслуживающая варна, или
неприкасаемые. Каста – это подразделение в каждой варне, вот почему индийское
общество считается кастовым), и если в аппер мидл классе можно наблюдать
что-то общее, похожее на наш менталитет и культуру, размытые кастовые границы,
то варна браминов не аппер миддл класса, а вообще – это святая святых, терра
инкогнита, проникнуть туда практически невозможно. Хотя, если конкретизировать,
допустим, человек по рождению принадлежит варне браминов, но не является
пуджари (как я это условно называю «практикующий» и «не практикующий» брамин),
то это совсем не то же самое, что пуджари. «Непрактикующий брамин», а брамин
лишь по рождению вполне может женится на иностранке, вести понятный для европейского
человека образ жизни и прочее, а вот «практикующий брамин» - это совсем иное,
никаких «вольностей» в плане того, что их жизнь не имеет ничего общего с нашим
пониманием обычной жизни юного прелестника… Меня часто спрашивают: есть ли шанс
выйти замуж за брамина. За брамина – да, за пуджари – нет, ни единого, ни
малейшего шанса, ни при каких обстоятельствах, если только вы не индианка из
высшего сословия.
Так вот, эти самые мальчики
с Ганга аарти - завсегдатаи Нанди чайшопа. Хотя и в церемонии участвуют семь
человек, их гораздо больше, поскольку они подменяются, я не могу сказать,
сколько, (много…) и сидят у Нанди далеко не все, но большинство. Им запрещено пить
чай, вообще пить и есть то, что приготовлено человеком не из касты браминов. Но
они молодые ребята, они забивают. Не все, конечно. Некоторые приходят посидеть
просто, не притрагиваясь к чаю.
Часто можно увидеть
такую картину: сидит себе мальчик-зайчик-пуджари, попивая чаёк, куря исподтишка
(да-да), в «штатском», то есть не в ритуальных одеяниях, а в драных джинсах и
футболках, как в чайную входят люди и
прикасаются к их стопам, особо религиозные даже падают ниц. Мальчки-зайчики, ну
совсем у них в этот момент не презентабельный вид, сидят, расслабляются, с
мобильниками, ржут, чего-то обсуждают, покуривают, а тут толпа паломников в
ноги падают. Мальчики впопыхах кидают сигарету, краснеют, смущаются и так мило
произносят: «Baitho,
baitho»
(садись, садись, ну, мол, не надо тут этого, сядь, чай пить ведь пришёл),
перестают ржать и курить и напускают на себя важный вид. В этот момент ржать
начинаю я, прячась за своими талмудами.
Они совершенно обычные
ребята, которым также как всем охота посмеяться, попить чаю. Но это не
единственная причина их сабантуев у Нанди. Есть и другая причина. Аша. В
красном платье. Красная тряпка для быка. Прекрасная иностранка в месте, где в
общественном сознании царит Средневековье. Красная тряпка для быка.
Раздражающий фактор. Притягательная и смелая. Аша. Ведьма в ожидании
инквизиторов.